Дилемма фасилитатора

Дилемма фасилитатора

Дилемма фасилитатора

Наверняка, когда-нибудь вы думали о том, что если вы немного поможете участникам с идеями, то принесете пользу для глубины обсуждения. Вы же настолько клиентоориентированы, что не можете не помочь его команде выдать самые лучшие результаты.
Но ваш внутренний голос сомневался: «Должен ли я рассказать им? Нарушу ли я тем самым свою роль фасилитатора?»
А как в конце концов поступали – сдерживались или все-таки подкидывали идеи?
Это вечная дилемма для фасилитатора – искушение нарушить свою нейтральность к содержанию обсуждения. Все традиционные источники о фасилитации утверждают, что фасилитатор всегда должен оставаться в стороне, безучастным к контенту; должен фокусироваться только на процессе, на групповой динамике, и всеми силами избегать участия в создании контента сессии: - «Вы не эксперт. Это не ваша роль. Вы не можете не доверять мудрости группы. Если вы хотите участвовать в сессии, то тогда сложите свои полномочия и садитесь вместе с группой».
Но не все так однозначно, и существует и другой, комбинированный вариант Но, как обычно, у любого варианта есть свои плюсы и свои минусы. Давайте разберемся.

Традиционный вариант
При традиционном варианте фасилитатор рассказывает о своей нейтральности к контенту «Я отвечаю за процесс, а участники отвечают за контент», который будет обсуждаться и рождаться на сессии» еще до ее начала.
• Фасилитатору не обязательно понимать весь контент. А вообще лучший вариант, когда он вообще ничего не понимает и тогда у него вообще не возникает желания поучаствовать.
• Фасилитатор никак не оценивает высказывания участников.
• И фасилитатор никогда, никогда, никогда, никогда не дает никаких идей.
• Основная цель фасилитатора традиционного типа это провести группу по процессу до запланированного результата, построить атмосферу доверия, обеспечить поддержку и вовлеченность всех участников обсуждения.

Яркий пример такого стиля фасилитации в ситуации, когда иностранец, например, Брюс Роулинг проводит фасилитационную сессию по разработке очередной российской конференции фасилитаторов. Брюс практически не понимает русского языка, но при этом уверенно фасилитирует для русскоговорящих участников.

Комбинированный вариант
Этот вариант родился скорее всего в сфере консалтинга. При комбинированном типе фасилитатор выступает больше в роли советника или куратора. От фасилитатора Заказчик ожидает, что он сделает все возможное, чтобы простимулировать команду на лучшие результаты.
Фасилитаторы – «комбинаторы» не забывают, что лучший вариант – это, когда участники сами предлагают идеи и создают новые решения. В таком случае они будут чувствовать авторство, примут эти идеи и решения и с высокой степенью вероятности будут воплощать решения в жизнь. В то же время, фасилитаторы - «комбинаторы» уверены, что если им известны возможные решения/идеи, которые могут помочь группе, то фасилитатор должен сообщить свои мысли.
• Разумеется, фасилитатор – «комбинатор» должен выделить намного больше времени для погружения в индустрию и контекст заказчика. Однажды, после одного из модулей курса «Мастер фасилитации» один из участников воскликнул: «Получается, что теперь мне нужно получить MBA, чтобы уверенно проводить сессии для решения бизнес-задач?»
• Во время сессии, если фасилитатор замечает, что группа не смогла собрать и отдать максимально необходимую экспертизу, фасилитатор – «комбинатор» часто задает вопрос «Не упустили мы что-то важное при выработке этих решений?»
• Если фасилитатора беспокоит, что одну из стоящих идей никто в группе не предложил, то он может сам ее запустить в поток анонимных идей. Важно зафиксировать идею, а не ее автора. К примеру, фасилитатор может спросить: «Что вы думаете, а если сделать ДЕЙСТВИЕ?». Если встречает положительную реакцию, то еще вопросы: «По какой причине вам бы захотелось сделать ДЕЙСТВИЕ?», «Как бы вы хотели, чтобы я записал это ДЕЙСТВИЕ?»
• Фасилитатор – «комбинатор» активно использует вопросы-трейлеры и запускает свои идеи в поток на обсуждение. Если группа принимает его идею, это хорошо. Если не принимает его идею, это тоже хорошо.
• Фасилитатор – «комбинатор» признает, что подобные интервенции легко провести не верно. Иногда его интервенции могут быть восприняты группой как манипуляция, стремление привести группу к тому решению, которое группе не принадлежит, а значит вряд ли будет разделено и принято участниками. Иногда такую ситуацию называют «фасипуляцией». Будьте начеку и не допускайте обесценивания роли фасилитатора!

 
Если вам ближе комбинированный тип то, когда вы бы рекомендовали его использовать?
Комбинированный тип фасилитации может принести больше ценности для Заказчика, если соблюдать некоторые правила и границы:
1. Фасилитатор эксперт в области, которую обсуждают, и он, действительно, может поделиться ценными идеями и предложениями.
2. Фасилитатор умеет наблюдать со стороны, тогда как те, кто «внутри» не могут выступать в роли наблюдателя.
3. Фасилитатор делает свои предложения только после того, как группа исчерпала свои варианты, или собралась идти дальше, тогда как не обнаружила/не заметила/не вспомнила/упустила из виду существенные факты, которые могут оказать сильное влияние не последующие этапы обсуждения/результаты сессии.
4. Фасилитатор сообщает свои идеи, начиная со слов «А что, если …?», «Мне вот интересно…», «Я размышляю вот над чем …».
5. Предложения и идеи высказываются мягко, с осторожностью, с сомнением.

А чего хочет клиент?
Исходя из моего личного опыта, клиенты все-таки хотят, чтобы фасилитатор в нужное время мог проявить комбинированный подход. Конечно, я всегда готовлюсь к сессии не только с точки зрения процесса. Но и собираю данные о компании, ее конкурентах, отрасли и рынке. Однако, я всегда спрашиваю Заказчика и участников о том, хотели бы они, чтобы я сделала свои замечания/комментарии/идеи, исходя из своего опыта. И только, если они согласны, я разрешаю себе помочь группе не только с процессом. И делаю это очень осторожно и дозировано.
Резюме:
При традиционном типе фасилитации нейтральность означает НЕ вовлекаться в контент. При комбинированном типе фасилитации нейтральность означает предлагать свои идеи, но не стимулировать их принятие группой и использование.



+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 684-19-41
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты