Стили фасилитацииСтили фасилитации
Свою роль фасилитатора вы можете почувствовать через применение разных стилей работы с группой.
Выбор стиля определяется не только вашей личностью фасилитатора, но и какой результат вы планируете получить от команды. Одни стили особенно хорошо работают в определенных культурах и контекстах. Некоторые фасилитаторы предпочитают скрупулезно готовиться к сессии, тогда как другие предпочитают мягкое плавное управление обсуждением с максимальной импровизацией во время воркшопа. Некоторые фасилитаторы безумно любят давать инструкции и направлять группу. Кроме того, некоторые фасилитаторы могут быть очень открыты и искренни, в то время как другие предпочитают держать дистанцию. Уровень гибкости фасилитатора также может значительно различаться. Часто во время сессии появляется необходимость изменить ранее спланированный формат. Как быстро это произойдет и насколько масштабными могут быть изменения по ходу проведения сессии также зависит от индивидуального стиля фасилитатора. Выбор подхода к стилю фасилитации очень зависит от набора методов, которыми вы владеете лучше других, и которые уже доказали вам свою эффективность. Чем больший опыт от вас требуется, тем большим количеством стилей вы должны овладеть. Вот некоторые примеры стилей фасилитации: «Пожарник» - Очень быстро включается в обсуждение и тушит все «пожары», когда обсуждение становится слишком жарким. «Всезнайка» - У него есть развернутые ответы на все вопросы. «Дирижер» - Этот стиль уместно применять, когда все движется строго по плану. Он совершает небольшие интерации, чтобы управлять гармоничной игрой группы/оркестра. «Судья» Администратор правосудия, который пропускает все суждения через призму своей мудрости и опыта разрешения конфликтов. «Дрессировщик» Обсуждение идет по четкому жесткому плану и инструкциям «Теперь делайте это!». Такой стиль бывает уместен, если группа никак не может прийти к соглашению или некоторые из участников постоянно перебивают друг друга. Бывает полезен также, если у участников группы очень высокая степень экспертизы и они в ней «вязнут». «Хирург» может со скальпелем вмешаться в больные вопросы, вскрыть все детали и найти невысказанные предложения. У него не заскучаешь! «Шеф-повар» из различных ингредиентов может создать вкуснейшее блюдо. «Художник» умеет создавать чудесные картины из, казалось бы, несовместимого. «Учитель» разъясняет и постоянно проверяет понимание у каждого члены группы. Такой стиль крайне полезен в ситуации важности понимания инструкций. «Полицейский» управляет обсуждением при строгом соблюдении правил. Корректирует поведение нарушителей. «Водопроводчик» находит «утечки» в разборе причин и «закручивает гайки» до того, как начнется «потоп». «Плотник» сколачивает вместе части и мелкие детали, которые с первого взгляда не подходят друг другу. «Дворник» подметает за теми, кто бросил идеи и забыл о них. «Волшебник» это тот, кто волшебным образом проделывает фокусы с вдохновением именно тогда, когда все уже уверены в невозможности намерений. «Изобретатель» предлагает все новые способы решения проблем, когда креативность у группы на нуле. «На передовой» Фасилитатор, вместо того, чтобы передвигаться по комнате, постоянно находится «на передовой» у всех на виду, чтобы задокументировать детали обсуждения. Так себя вести необходимо с инертной группой, которая излишне увлекается словесными перепалками, а фасилитатор в это время занят фиксацией обуждения на бумаге. Чтобы продемонстрировать как вы можете переключаться с одного стиля на другой приведем пример. Мы работали с группой, которая планировала свои действия на следующий год. Утро было посвящено тому, чтобы оглянуться назад и, что в прошлом году у команды получилось хорошо и что не получилось. Мы собрали и разместили на флипчарте мнения всех членов команды. Команда расположилась на стульях полукругом вокруг флипчарта (стиль «Дирижер» и «На передовой»). Затем мы попросили участников свободно высказываться по теме. В начале, дискуссия разворачивалась спокойно, но как только в группе появились полярные мнения, атмосфера начала накаляться. Мы вмешались и обратили внимание, что группа ушла от темы встречи (стиль «Пожарник»). Мы зафиксировали вопросы на парковочную доску и договорились с заказчиком, что эти вопросы обязательно будут обсуждаться позже. После обеда мы разделили участников на 2 небольшие группы, чтобы они могли поработать более независимо о вопросах про будущее. Мы разъяснили группам цель работы в группах и в каком формате мы ожидаем от них результата. Далее мы удостоверились, что все понимают задачу и работа в группах началась (стиль «Учитель»). А какие стили фасилитации предпочитаете Вы использовать в своей работе с группами? Какой из стилей вам хотелось бы развивать? Познакомиться с разными стилями фасилитации и разными фасилитаторами вы можете 8-9 апреля на Седьмой конференции российских фасилитаторов "Фасилитация развития компаний. Кейсы и технологии", где выступят более 30 российских и зарубежных экспертов. Регистрация: www.facilitators.ru |
Зарегистрированные пользователи получают доступ к нашему форуму, на котором можно задать вопросы и обмениваться мнениями. Pinpoint Фасилитация Методы Конкурс Конференция фасилитаторов Тренинги Вебинары Stormz Визуализация Сертификация Рисунок Фасилитирующее лидерство вебинары
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1
|