Культура свободы слова

Культура свободы слова

Культура свободы слова
Культура свободы слова
Недавно для уточнения запроса клиента потребовалось провести не одно интервью с сотрудниками Заказчика, включая одного из собственников. Он очень уверенно отвечал на многочисленные вопросы: было очевидно, что он осознанно управляет компанией, имеет свое видение и четко доносит его до сотрудников компании, в своей команде уверен и доверяет ей многие решения. Но после вопроса «Какие темы вы готовы обсуждать с командой? Какие темы являются табу?», он вдруг замолчал, а потом вообще попросил дать ему время обдумать и пообещал вернуться с ответом позже … И не вернулся.
Этот эпизод заставил меня задуматься о том, а бывают ли вообще компании, в которых сотрудники действительно свободно высказываются на любые темы и их слушают, не наказывают за мнения и, возможно, даже поощряют? Говорят, что доказано статистикой, что в компаниях, где у сотрудников есть право голоса, ниже текучесть кадров и лучше финансовые и коммерческие показатели. Если есть такая статистика, то, будем надеяться, что есть компании с культурой свободы слова.
Как компании могут пропагандировать свободу слова? Например, опрашивают сотрудников с помощью анкет. Во времена моей работы в очень крупной компании с тысячами сотрудников, были очень популярны разнообразные электронные анонимные опросы. Лично я никогда не верила в их анонимность, т.к. уверена, что IT-специалисты могут «вычислить» любого автора. Как же были неприятно удивлены мои коллеги, когда на обсуждение команды вынесли конкретные комментарии в опросе от конкретного сотрудника. Догадываюсь, что после того случая, пользы от таких опросов не стало. А свобода слова стала игрушечной. С моей точки зрения, анонимные опросы - это слабый метод узнать, что действительно думают ваши сотрудники, и тем более для принятия решений конкретных задач.
В той же компании я познакомилась с фасилитацией групповых обсуждений. Сначала как участник подобной сессии, а затем уже как фасилитатор. Для меня такой формат стал настоящим открытием! Как и для многих моих коллег, которые вдохновились, воспряли духом, искренне предлагали решения, засучили рукава, были готовы выполнять все, что совместно изобрели, и … ждали продолжения. А его не последовало, к сожалению. Вот так вот спросили, послушали и «дали по рукам». Один из руководителей, просмотрев результаты сессии, был недоволен тем, что сгенерила команда. С его слов это все было «фигней». И опять я и мои коллеги оказались глубоко разочарованными.
Сегодня я понимаю, что невозможно иногда давать свободу слова. Свобода слова - это культура, - это "мы так обычно себя ведем" и "у нас так принято", это на уровне ДНК организации. Поэтому и фасилитация подходит как инструмент далеко не всем компаниям, далеко не все смогут эффективно применять ее у себя. С другой стороны, аппетит приходит во время еды, и уже есть повторные заказы на фасилитационные сессии. Но дорога еще длинная и очень интересная …

Юлия Бойцова .
7 августа 2016
Поделиться
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты