Один на один с "не правильными" участниками

Один на один с "не правильными" участниками

Один на один с "не правильными" участниками
Один на один с "не правильными" участниками
Я постоянно слежу за тем, какие материалы о фасилитации появляются в русскоязычной сети. Обычно эти материалы о том, что такое фасилитация, о технологиях и методах фасилитации, о том, как стать фасилитатором и как взаимодействовать с Заказчиком.
И крайне редко встречаются материалы о неудачных сессиях, и частых причинах неудачных сессий – поведения «не правильных» участников. А ведь не бывает 100% идеальных сессий и 100% «правильных» участников. Как бы вы не готовились к сессии, обязательно что-то пойдет не так
Когда я была в самом начале пути фасилитатора на сессии произошла ссора между тремя участниками, которая переросла в открытый скандал. Я совсем растерялась, не знала, как себя вести, вышла из роли фасилитатора и стала наблюдателем. Вернуть группу к сессии мне уже не удалось. И я до сих пор размышляю о том, как я могла заметить надвигающуюся грозу, как должна была себя повести, что сделать, как могла может быть подготовиться к такому повороту событий.
Таким образом, проявления в поведении «не правильных» участников бывает очень разнообразным, начиная от привычных опозданий и отвлечения от темы до скандалов и даже драк. Как-то я услышала от Саши Дудорова, что фасилитатор должен стимулировать и поддерживать высокую энергию в группе. И даже если иногда у вас не получится вызвать положительную энергию, то стоит рискнуть и возможно работать с отрицательной энергией – конфликтами, ссорами, возражениями и т.п. Легко сказать, но не так просто сделать …

Первый шаг в умении работать с не простыми ситуациями и «не правильными» участниками это признать, что они будут и быть внутренне готовым встретиться с ними.
Второй шаг - это «держать уши в остро». Одна из основных задач фасилитатора заключается в создании дружелюбной и безопасной атмосферы. А это значит, что априори профессиональный фасилитатор крайне внимательно относится к участникам и быстро замечает первые признаки в изменении настроения и отношения к происходящему каждого из участников. Будет предусмотрительно, если у вас получится заранее у Заказчика выяснить «кто есть кто» среди участников, какие есть скрытые и открытые конфликты, по каким вопросам может быть значительное расхождение в мнениях.
Третий шаг правильная реакция на действия «не правильных участников». Многих инцидентов можно избежать с помощью правил проведения встречи. Не забывайте о них и ссылайтесь на них в сложных ситуациях, по необходимости вводите новые правила во время сессии. Большинство «хулиганов» вменяемые и адекватные, поэтому может быть достаточно постоять рядом с ними или поговорить в перерыве. Если «не правильное» поведение проявляет один участник, то скорее всего это его индивидуальная ситуация: может быть у него что-то болит, что-то случилось дома и т.п. Сложнее случай, если участник против сессии, темы сессии, участников сессии или лично вас. Прежде чем «выписывать лекарство», поставьте диагноз.
Если проблема касается нескольких участников, то это случай, который уже необходимо обсудить с группой. Как только вы заметили первые признаки недовольства, расскажите о том, что вы заметили группе и предложите обсудить, что происходит, примите совместное решение, как все участники будут действовать дальше.

 
Фасилитатор тоже человек! И реакции участников группы могут отразится и на вашем настроении и реакциях. Поэтому придется практиковаться как сохранять спокойствие и уверенность в не простых ситуациях. Придумывать велосипед не стану, а приведу советы от Сергея Кузина, международного эксперта по бизнес-коммуникациям.
1) Осознать. Сохранить присутствие духа и дать себе отчет в зарождении «смерча».
2) Сделать паузу. Выдохните и глубоко вдохните. Попробуйте быстро определить место в теле, где начинается ваш эмоциональный накал. Дайте оценку этому накалу от шкале от 0 до 10. Эта простая мыслительная работа замет не больше секунды, но позволит вам «удержаться в седле».
3) Амортизировать удар, чтобы вернуться в состояние спокойного присутствия. Выбирайте способ:
Нащупайте кончиком языка верхнее нёбо;
Сильно надавит ногтем на подушечку пальца;
Слегка прикусите язык;
Незаметно сожмите в руках предмет – ручку, маркер, край стола, мячик …;
Сильно напрягите ступню так, чтобы пальцы ног врезались в подошву.

Конструктивных сессий и «правильных» участников!

Больше секретов работы в сложных ситуациях и с не простыми участниками на курсе «Мастер фасилитации». Актуальное расписание открытых тренингов всегда на сайте www.personalimage.ru в разделе события.

Юлия Бойцова .
16 августа 2016
Поделиться
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты