Статья "Ценность нейтральности" | Ричард КУ, Южная Корея

Статья "Ценность нейтральности" | Ричард КУ, Южная Корея

  • Главная
  • Блог
  • Статья "Ценность нейтральности" | Ричард КУ, Южная Корея
Статья "Ценность нейтральности" | Ричард КУ, Южная Корея

ЦЕННОСТЬ НЕЙТРАЛЬНОСТИ: СУТЬ ФАСИЛИТАЦИИ

“Нейтральность: Основной принцип, отличающий эффективную фасилитацию”

Если бы мне пришлось описать главное определяющее фасилитации одним словом, то это было бы слово Нейтральность.

Потому что это самое важное понятие, которое отличает фасилитацию по методологическим характеристикам от других специализированных областей. И, следовательно, ключ к определению того, является ли деятельность фасилитацией или нет, тоже находится в определении нейтральности.

В групповом общении люди применяют множество способов аргументирования своей позиции. Они могут хвалить, ругать, провоцировать, давать советы.

“Важнейшая черта фасилитации: Искусство нейтральных вопросов”

Фасилитатор в основном задает вопросы. Но не просто задает вопросы, а задает их другим с нейтральным отношением.

Поскольку фасилитатор взаимодействует с группой, задавать вопросы с нейтральным отношением означает также и то, что получая ответы на свои вопросы от участников, фасилитатор должен принимать их все, не отвергая ни одного, и фиксировать их нейтрально, не выражая согласия или несогласия с ними.

Такое отношение и процесс открывают сознание участников и создают атмосферу, в которой возможен искренний диалог.

Если фасилитатор четко фиксирует ответы участников, это помогает им присмотреться к тому, что они говорят, внимательно следить за ходом мысли и найти свое собственное решение проблемы (задачи), которую они пытались решить.

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ ФАСИЛИТАТОРА

R11.jpg

“Сохранять нейтральность в фасилитации сложнее, чем кажется, но необходимо”

Быть нейтральным или оставаться таковым, казалось бы, должно быть легко, ведь это пассивная деятельность, не требующая от ведущего выражения своего мнения.

Но когда мы пробуем, то обнаруживаем, что это легче сказать, чем сделать. У нас возникает желание выразить свое мнение. И если кто-то из участников говорит то, что нам не нравится, у нас возникает соблазн критиковать, осуждать или выражать неодобрение. Не успели мы оглянуться, как уже высказали свое мнение. Мы даже можем проявить склонность тонко направлять участников, чтобы они следовали тому, что мы считаем мудрым ответом.

Это становится манипуляцией, а не фасилитацией.

Людям свойственно желание добиться успеха для себя, своими собственными силами. Люди также стремятся максимально использовать свой потенциал для достижения этих целей.

Нейтральность ведущего играет важную роль в том, чтобы помочь участникам хорошо выразить свои мысли и способности.

“Создание позитивной среды, расширение возможностей участников для эффективного диалога с целью решения их проблем”

Все мы сталкивались с негативным чувством, возникающим, когда кто-то пытается нас научить или дать совет, а мы ни о чем его не просили и ни с кем не советовались.

С точки зрения человека, дающего совет, он может исходить из благих намерений помочь другому человеку, но в итоге он может вызвать у того, кто его получает, чувство обиды.

Нейтральность фасилитатора устраняет негативные чувства участников и помогает им активно решать проблемы в соответствии с их собственным мнением.

Благодаря нейтральности, подчеркивающей уважение к мнению всех участников, каждый может свободно и с удовольствием общаться и достигать желаемых целей.

“От поучения к фасилитации: Сила нейтральных вопросов”

Трудность быть нейтральным начинается с идеи, что наш ответ лучше, чем у других. Когда человек верит, что у него есть лучший ответ, он хочет донести его до других людей, и это приводит к таким действиям и тенденциям, как поучение и советы.

Как правило, к этому склонны все лидеры с богатым опытом.

Если эти наставления и советы с готовностью принимаются другими людьми, возможно, хорошо и необходимо продолжать использовать этот метод. Но если нет, то лучше предпочесть фасилитацию, выступая в роли нейтрального лица.

Когда мы откладываем в сторону то, что знаем, и задаем искренние вопросы, чтобы воспользоваться мудростью других людей, мы обнаруживаем, что они гораздо более креативны, увлечены и готовы к сотрудничеству, чем мы могли подумать или предположить.

В ноябре Ричард КУ приезжает в Москву!

Вы сможете встретиться с ним лично и задать интересующие Вас вопросы!

25-27 ноября

Курс «Организационное развитие KOOFA OD»

28 ноября

Тренинг «Вопросы в организационном развитии и в фасилитации»



Ричард КУ- международный эксперт по организационному развитию (OD) и фасилитации, основатель KOOFA, автор книг и обучающих курсов из Южной Кореи.

Карина Джалалова .
31 октября 2024
Поделиться
+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты