Живые метафоры №2 - Сеть жизни

Живые метафоры №2 - Сеть жизни

Живые метафоры №2 - Сеть жизни


Данное упражнение из разряда «живых метафор» моделирует и углубляет понимание о том, как взаимосвязаны различные элементы живой экосистемы.

Необходимые материалы
Карточки для записей или бейджи
Маркеры (фломастеры)
Английские булавки
Клубок прочной веревки или аналога веревки длиной до 5 метров на каждого участника

Необходимое время
Это упражнение занимает около 30 - 40 минут, включая объяснения.

Что нужно сделать

A. Ориентация и выявление «элементов»
1. Проведите очень краткое обсуждение с участниками о взаимосвязях в природе и элементах таких взаимосвязей.
2. Совместно выберите какую-либо локальную экосистему – например, экосистему сообщества, где проводится воркшоп (это может быть лес, прибрежная экосистема или экосистема рисового поля) в качестве основного фокуса.
3. Пусть каждый участник определит и озвучит ключевой элемент локальной экосистемы. Запишите каждый из ответов на отдельных карточках. Возможно, фасилитатору понадобится сделать участникам некоторые подсказки, чтобы убедиться, что охвачены все наиболее основные элементы экосистемы:
• Абиотические элементы (земля, вода, солнце, воздух)
• Производители (например, растения и деревья)
• Первичные потребители (например, животные, которые питаются растениями)
• Вторичные потребители (например, животные, которые едят других животных)
• Редуценты (которые превращают отходы растений и животных в питательные вещества для дальнейшего роста)
4. Далее карточки перетасовываются, затем каждый участник и фасилитатор вынимают по одной карточке из колоды названиями вниз – для того, чтобы не было известно, какую именно карточку берешь.
5. Попросите всех участников посмотреть на свои карточки, и подумать о том, что необходимо данному элементу для выживания, и какой вклад делает он в окружающую среду, а затем приколите булавками карточки к рубашкам или вставьте их в бейджи.

B. Создайте «Сеть жизни»
1. Попросите всех участников встать в круг.
2. Запускает процесс фасилитатор, взяв клубок веревки и выискивая в круге элемент, либо нуждающийся в его элементе либо же который нужен его элементу для выживания. Фасилитатор бросает клубок веревки данному участнику, объясняя при этом их взаимосвязь. Например:
Если вы - «вода», вы можете выбрать «рис» и вслух произнести:
“Чтобы расти, рису нужна вода”.
- или же -
Вы можете выбрать «дерево» и сказать:
“Воде нужны корни деревьев, чтобы оставаться в земле”.
3. Участник, который в настоящий момент держит клубок веревки, смотрит по кругу и находит другой элемент, либо нуждающийся в его элементе либо же который нужен его элементу для выживания.
Держа отмотанный кусок веревки одной рукой, участник озвучивает их взаимосвязь и бросает клубок веревки выбранному им элементу.
4. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока (а) все элементы не будут связаны между собой, и (б) никто не сможет припомнить более ни одной возможной взаимосвязи. Примечание: многие элементы могут быть включены в «сеть взаимоотношений» по нескольку раз.
5. Теперь все участники, продолжая держать в руках секции веревки, делают шаг назад, чтобы их натянуть, и наблюдают созданную ими «сеть взаимоотношений».
6. Продемонстрируйте взаимозависимость различных элементов в системе: попросите одного «элемента» аккуратно тянуть за веревку до тех пор, пока это не почувствуют другие виды. Объясните, что такое натягивание представляет собой давление на экосистему посредством природных явлений (засуха и т.д.) или антропогенных влияний (интродукция новых растений, которые вытесняют естественные растения и т.п.). Как это сказывается на системе?
7. Чтобы подчеркнуть важность каждого вида в экосистеме, попросите участников выбрать компонент, который кажется наименее важным, и пусть участник, представляющий данный элемент, отпустит свою секцию веревки. Это представляет собой исчезновение части системы. Как это повлияет на остальную часть системы?
Другие вопросы к рассмотрению:
Может ли часть «сети» быть заменена? Если «да», то чем именно?
Существуют ли конкуренция среди участников «сети»? Какая и с какой целью?
Как люди влияют на «сеть»?

C. "Сеть жизни", последующее обсуждение
Напишите на доске несколько видов человеческой деятельности, которые сильно влияют на экосистему и составляющие её виды растений и животных. Можете, например, обсудить спектр последствий такой деятельности:
Использование химических пестицидов
Расчистка земель
Выброс мусора в реки




+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 684-19-41
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты