Ретроспектива года, как способ поддержать и вдохновить команду | Людмила Дудорова

Ретроспектива года, как способ поддержать и вдохновить команду | Людмила Дудорова

Ретроспектива года, как способ поддержать и вдохновить команду | Людмила Дудорова

В нашем мире с высокой неопределенностью будущего и постоянными кризисами командам приходится регулярно работать на пределе своих возможностей, с высокой интенсивностью, внешними и внутренними стрессами и вызовами, что приводит к выгоранию как отдельных участников, так и целой команды. Особенно это заметно, если команда распределенная и работает удаленно.

Отличным способом поддержать команду может быть командная сессия, основанная на ретроспективе года или периоде совместной работы. Хочу поделиться шаблоном ретроспективы «Воздушный шар», по которому мы работали в онлайне с распределенной командой департамента одной крупной IT компании.

Метафора воздушного шара хорошо заходит участникам. Начинаем с небольшой вводной: «воздухоплавание – это контролируемые или не контролируемые полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха». Чтобы наш шар поднялся, Архимедова сила должна быть больше силы тяготения и на это можно влиять. Если сравнить нашу команду с воздушным шаром, то как у нас сейчас дела – высоко ли мы поднялись? Как управляем полетом? Тяжелый ли груз поднимаем? …

Сначала делаем экспресс-диагностику: Как дела у нашей команды сегодня? Оцените каждую шкалу по 10 балам:
  1. стресс
  2. продуктивность
  3. коммуникация
  4. оптимизм
  5. нагрузка

Выводим на экран результат и обсуждаем.

Затем идем в шаблон командной работы «Воздушный шар» и обсуждаем с командой вопросы. Для максимального вовлечения участников в обсуждение, рекомендую работать по следующему процессу: сначала участники пишут индивидуально на карточках свои идеи, затем мы вместе обсуждаем. Если участников ретроспективы больше 15 человек, то лучше делиться на группы (по 6-8 чел.) и отдельно фасилитировать каждую из них по данному шаблону (нужны софасилитаторы), а затем на общей встрече сводить общие итоги.

Первый раунд работы (про прошлое):

Просим участников задуматься о своей работе за последние 2 квартала (или год) и записать на стикеры/карточки (правила 1 идея = 1 карта):

1. Что у нас получилось? Чем из сделанного мы гордимся за 2 последние квартала?

2. Что мешало нашей команде? Что тянет вниз нашу производительность?

Затем обсуждаем все вместе и делаем выводы по этим вопросам. Можем проголосовать.

Второй раунд работы – говорим про будущее, про возможные риски, трудности и что нам поможет их преодолеть и достичь целей.

3. Какие трудности/ риски нас ждут впереди?
4. Что поможет преодолеть эти трудности, угрозы? В чем наша сила?

Ретроспектива - картинка к статье.png



Проходя по этому шаблону от вопроса к вопросу, участники успевают «поплакать», пожаловаться на что-то негативное, найти что нам мешает сей час и в предполагаемом будущем. Найти позитивное и признать его в прошлых проектах/ периодах, и понять на что мы можем опираться, какими «силами» мы совместно обладаем для успеха в будущем. Разговор про силу и позитив добавляет уверенности участникам в сегодняшнем дне и в организации, и вдохновляет.

При грамотном и отрытом обсуждении участники активно делятся своими мыслями и страхами, по является совместный план и ответственность за конкретные предложения и инициативы.

Из отзывов участников ретроспективы Департамента крупной IT компании: «мы лучше узнали друг друга, познакомились с новыми сотрудниками, почувствовали силу нашей команды и уверенность в будущем; видим сложности, но не боимся их и готовы вместе решать; зарядились энергией».

Рекомендую попробовать провести такую ретроспективу в конце этого непростого года, чтобы психологически поддержать свою команду и вдохновиться друг от друга!

Другие форматы и методы проведения ретроспективы, а также сценарии командных сессий представлены в Конструкторе сессий © www.sessiondesign.ru, который является помощником лидерам команд, руководителям, scrum мастерам, HR-ам. Также делимся на канале «Инструменты фасилитации» https://t.me/impergroup

ПУФ 2 Люда.jpg
Людмила Дудорова – Мастер фасилитации, ведущая стратегических и инновационных сессий очно и онлайн. Президент российской Ассоциации фасилитаторов, заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, руководитель Консалтинговой компании «Имидж персонал». Соавтор сервиса «Конструктор сессий©» (sessiondesign.ru)



+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69
Москва,
ул. Мещанская 7 стр. 1

Наши проекты